Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы начинаем цикл статей об устройстве кондиционеров, их работе, а также характеристиках.

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы с Вами поговорим о типах фреонов, используемые в современных сплит-системах. 

Прежде, чем ответить на этот вопрос, для начала нужно понять, что такое "фреон", или как его еще называют: "хладагент". Итак, фреон (хладон, хладагент) - бесцветный газ (при определенной температуре жидкость) используемый для передачи тепла (холода) между внутренним и наружным блоком кондиционера. Представляет из себя смесь насыщенных углеводородов (этана и метана) в которой атомы водорода замещаются атомами фтора и хлора. Известно более чем 40 видов фреонов, имеющих различные свойства и состав, однако в бытовых сплит-системах чаще всего применяются всего два - это R22 и R410A. Остановимся на них подробнее.

R22 - полное название: хлордифторметан (CF2ClH). До недавнего времени самый распространенный газ для использования в бытовых сплит-системах. Плюсы его состоят в том, что он не взрывоопасен, не горюч, имеет пониженную температуру нагнетаемого газа в холодильной установке при ее работе, отличается хорошими теплофизическими и термодинамическими характеристиками и сохраняет свою химическую нейтральность к различным типам материалов. Однако у него есть и недостатки - данный тип фреона способствует разрушению озонового слоя Земли, поэтому его применение ограничено Монреальским протоколом и к 2020 году от него планируют полностью отказаться. На его замену был введен другой тип фреона:

R410A - это не отдельный фреон, а смесь нескольких: 50% фреона R-32 (дифторметан) и 50% R-125 (пентафторэтан). Ни один из компонентов этого газа не содержит хлора, таким образом его разрушающий потенциал равен нулю и он безопасен для озонового слоя. Также как и R22, R410A не токсичен, не горюч и не взрывоопасен. Однако, хотя и утверждается, что этот фреон пришел на замену предыдущему, в буквальном смысле это абсолютно разные типы фреонов с разными физическими и теплотехническими свойствами. Именно по этому R22 и R410A не взаимозаменяемы, и, сплит-систему, расчитанную на одну марку газа невозможно заправить другой.

 

Отличия фреона R22 от R410A:

  • Давление конденсации в контуре системы. У фреона R22 оно равно 16 атмосфер (при температуре 43С), а у R410A - 26 атмосфер. В связи с этим, для сплит-систем, в которых применяется фреон R410A, предъявлены более высокие требования к герметичности, медные трубки испарителей и конденсаторов должны быть намного прочнее, что ведет к большему расходу меди при производстве, а следовательно и к удорожанию готовой продукции.
  • R410A не совместим с минеральным маслом, которое используется для фреона R22. Этот газ предпологает использование синтетического полиэфирного масла, которое обладает одним существенным недостатком - гигроскопичность. Оно моментально поглощает влагу, при этом теряя свои свойства. Поэтому дозаправку сплит-систем на фреоне R410A следует проводить крайне осторожно.
  • R-410A обладает высокой удельной хладопроизодительностью. Это позволяет использовать в сплит-системах компрессор меньшего объема.
  • Следует также отметить, что фреон R410A является условно изотропным, т.е. все компоненты, содержащиеся в нем, испаряются с одинаковой скоростью, что позволяет в случае утечки, просто дозаправить сплит-систему не меняя газ и масло полностью.

В настоящее время, в большинстве современных сплит-систем применяется озонобезопасный фреон R410A, а R22 постепенно покидает рынок. Однако осталось довольно большое количество климатической техники, выпущенной несколько лет назад и до сих пор работающей на фреоне R22. Поэтому в продаже он все еще имеется, хотя и стоит теперь на порядок дороже. Также последнее время производители начинают внедрять в производство кондиционеров другие, более усовершенствованные виды фреонов, такие как R-32 или R407c, которые обладают улучшенными характеристиками, но процент таких сплит-систем остается относительно малым.

Возникли проблемы с кондиционером? Звоните в Антарес-48, решим любой вопрос!