Использование хладагента R22 регламентировано протоколом 1997 г. В развитых странах с 2020 г. нельзя использовать этот хладагент. С 2030 г. полностью запрещено применение хладагента в развивающихся странах.

Причина – высокий озон разрушающий потенциал хладона. R410а был изобретён в 1991-м году. Начиная с 97-го года, он стал использоваться в кондиционерах и постепенно заменил традиционный R22.

Характеристики R410а выгодно отличаются, у него нулевой потенциал разрушение озонового слоя Земли, но его потенциал глобального потепления GWP на 15,36% выше. В состав хладагента R410 а входят фреоны R32 и R125 в соотношении 50/50. Компоненты газа имеют одинаковую температуру кипения. При утечке его можно дозаправлять, а не менять полностью. R410а имеет класс безопасности А1. Он не горюч и не токсичен. По сравнению с R22 у R410а более высокое рабочее давление, из-за этого необходимо использовать медные трубки с более толстыми стенками. Также для его использования необходимо не минеральное, а синтетическое масло.

R32 это однокомпонентный газ – фторметан, он имеет нулевой потенциал разрушения озонового слоя. Его потенциал GWP равен 675, и ниже, чем у R22, который использовался раньше. Хорошие характеристики R32 позволяют использовать его в качестве альтернативы R410. Этот газ имеет класс безопасности A2L. Это означает что он не токсичен и обладает низкой воспламеняемостью. Из-за этого он использовался в основном в таких странах как Китай, Индия и Япония.

Хладагент R32 не просто поджечь, для этого концентрация фреона воздухе должна быть от 13 до 29 % объема. В Европейском Союзе планируется сокращение применения фреона. К ним относится оба хладагента, но в первую очередь это коснётся R404а, R507, R134 а. После планируется снижение использования R410а, возможно это коснётся газа R32.

Снижение применения достигается за счёт выпуска нового оборудования. Производители переходят на R32 вместо R410а. Компании производящие кондиционеры уже обновляют свои линейки. Сейчас выпускаются гибридные кондиционеры, которые могут работать на обоих хладагентах.

Отказ от фреонов с высоким потенциалом глобального потепления произойдёт безболезненно. Выходящую из строя технику на R410а постепенно заменяют кондиционерами на R32.

Возможно ближайшие годы будут разработаны альтернативные фреоны с другими характеристиками.

У каждого фреона есть позитивные и негативные стороны, рассмотрим плюсы и минусы хладагентов R410а и R32. Плюсы хладагента R410 в том, что он широко распространён, стоит дешевле чем R32. Минус в том, что по мере сокращения производства фреон будет дорожать, ещё одним минусом является то что он имеет более высокий потенциал глобального потепления.

У R32 лучше тепло/холодопроизводительность чему R410а, ещё плюсом является то что он имеет более низкий потенциал глобального потепления, также можно отметить что к плюсам относится то что со временем он будет дешеветь из-за за массовости производства. К плюсам фреона R32 можно отнести меньшее количество газа для заправки. Минусом R32 является то, что он сейчас дороже чем R410. В некоторых условиях R32 может быть пожароопасен.

Все специалисты сходится в том, что R32 лучше R410, а по совокупности параметров, его более легковоспламеняемость не влияет на эксплуатацию оборудования, и лишь требует более внимательно в обращении при ремонте, диагностике и заправке техники.

Замена R410 на R32.

По своим характеристикам оба хладагента схожи, их температура кипения и рабочее давление отличается не более чем на 5 %.

Они совместимы с полиэфирами, синтетическим и холодильными маслами. При замене R410а на R32 нет необходимости замены масла, замены компрессора, замены медных трубок. Единственное что потребуется заменить - уплотнитель и фильтр-осушитель, но это превентивные меры, т.к. нужно делать всегда, когда выполняются какие-либо работы.

Ещё необходимо приклеить наклейку предупреждаю о том что ваш кондиционер заправлен хладагентом R32.